Описание программы
|
На кого буду учиться?
Мы готовим специалистов в области управления и организации образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, способных решать задачи управленческого и практического характера в области коррекционно-развивающего обучения, воспитания, развития и психолого-педагогического сопровождении детей, подростков и взрослых с различными нарушениями развития.
Данные специалисты востребованы в качестве руководителей служб психолого-педагогического сопровождения, консилиумов и комиссий, специалистов отделов образования, курирующих инклюзивное и специальное дошкольное и школьное образование лиц с ОВЗ различной возрастной и нозологической группы, а так же со множественными тяжелыми нарушениями развития. В качестве руководителей образовательных и иных организаций, оказывающих помощь дошкольникам, подросткам и взрослым с ОВЗ и инвалидностью, консультационную помощь их родителям.
Преимущества программы
Лекционно-семинарская составляющая программы разработаны на основе экспертизы работодателей и научно-педагогического опыта профессорско-преподавательского состава БГПУ им. М. Акмуллы, поэтому включают самые современные знания в области обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
Особенности программы:
• к преподаванию привлекаются преподаватели, разрабатывающие образовательные технологии обучения, воспитания и коррекции, и специалисты-практики, педагоги-новаторы, имеющие большой опыт работы в образовательных организациях и реабилитационных центрах, занимающихся образованием и сопровождением лиц с ОВЗ;
• студенты, начиная привлекаются к научно-исследовательской работе, направленной на изучение особенностей развития и обучения лиц с ОВЗ, на разработку универсальных моделей и практик их сопровождения в различных образовательных условиях;
• студенты имеют возможность взаимодействовать с НКО, родительскими сообществами и приобретать опыт работы с детьми с ОВЗ и их родителями в качестве специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.
Во время обучения
Обучение на программе «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ» представляет собой систему взаимосвязанных модулей, которые включают как классические дисциплины, позволяющие получить фундаментальные знания о специфике дефекта, клинических аспектах этого состояния, психических особенностях развития ребенка с нарушениями речи, так и новейшие курсы, введенные в программу в связи с новыми вызовами, связанными с усложнением дефекта у современных детей с ОВЗ и необходимостью оптимизации процесса включения их в среду нормотипичных сверстников.
Программа обучения включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
В обязательную часть включается 5 модулей:
1. Модуль универсальных компетенций – предполагает изучение дисциплин, направленных на овладение универсальными компетенциями: «Теория управления», «Практикум по управлению проектами», «Практикум по профессиональной коммуникации на иностранном и русском языках», «Кросс-культурные коммуникации», «Саморазвитие и проектирование профессиональной карьеры».
2. Модуль «Управление специальным и инклюзивным образованием» – представлен дисциплинами, направленными на изучение общих вопросов изучения, обучения, воспитания и сопровождения детей с ОВЗ, особенностей их семейного воспитания: «Педагогическая праксеология», «Управленческая деятельность в специальном и инклюзивном образовании», «Организация инклюзивной образовательной среды», «Проектирование и экспертиза основных и адаптированных образовательных программ», «Развитие специального и инклюзивного образования в России и за рубежом».
3. Модуль «Основы специального и инклюзивного образования» – включает дисциплины: «Правовые основы специального и инклюзивного образования», «Методология и методы психолого-педагогических исследований», «Современные представления о нормальном и нарушенном развитии», «Современные подходы к классификации заболеваний и нарушенного развития в России и за рубежом.
4. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях» – направлен на овладение студентами знаниями по дисциплинам: «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития», «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития», «Инновационные технологии в системе специального и инклюзивного образования».
5. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения» – направлен на овладение студентами знаниями по дисциплинам: «Медико-биологические основы дефектологии», «Организация и содержание деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов», «Здоровье сберегающие технологии в структуре реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает в себя:
Элективные курсы, направленные на формирование компетенций в узкопрофессиональной сфере: «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогическое консультирование», «Методы психолого-медико-педагогической реабилитации», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных центрах».
Практики и научно-исследовательская работа организуется в дошкольных организациях и школах как общеобразовательных, инклюзивных в том числе, так и в коррекционных детских садах и школах, ПМПК, реабилитационных центрах.
Перспективы после обучения
Студенты магистерской программы «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ» получают комплексные знания по клиническим, психологическим и педагогическим наукам, приобретают навыки научно-исследовательского и практического подхода к решению научно-исследовательских задач в области организации образования, воспитанияпсихолого-педагогической помощи лицам с различными нарушениями в развитии и их родителям.
После окончания выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре по направлению 44. Педагогическое образование БГПУ им. М. Акмуллы, а также поступить в аспирантуру других российских и зарубежных университетов.
Магистранты профиля «Управление образованием и психолого-педагогическим сопровождением лиц с ОВЗ» после обучения востребованы в:
• общеобразовательных и коррекционных детских садах для детей с ОВЗ;
• общеобразовательных и коррекционных школах для обучающихся с ОВЗ;
• общеобразовательных детских садах и школах, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ;
• реабилитационных центрах и центрах психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
• отделах управлений образования, занимающихся вопросами образования и сопровождения детей с ОВЗ;
• ресурсных центрах (группах, классах), занимающихся вопросами обучения. воспитания и социализации детей с ОВЗ;
• в учреждениях социальной защиты;
• в организациях медико-реабилитационного сопровождения.
|